16-17 марта 2017 года в Москве в Центре «Благосфера» прошел форум «Доступная культурная среда», организованный Центром социокультурной анимации «Одухотворение» на средства субсидии Комитета общественных связей города Москвы.

Цель форума - продемонстрировать лучшие образцы создания доступной среды для людей с инвалидностью в области культуры, организовать площадку межсекторного взаимодействия, стимулировать создание в городе универсального дизайна, развивать социально-культурные технологии и программы обучения специалистов. 

Форум проводился совместно со Всероссийским обществом инвалидов в рамках подготовки III Международного симпозиума “Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством - к творческому развитию личности”.

 

В форуме приняли участие руководители и сотрудники из государственных учреждений культуры, социальной защиты и дополнительного образования, общественных организаций и коммерческих компаний из 12 регионов России.

 

Первый день работы форума «Доступная культурная среда»

16 марта начал работу форум «Доступная культурная среда». Открывая пленарное заседание, директор «Одухотворения» Леонид Тарасов сообщил, что на форум зарегистрировалось 260 человек из 133 организаций. В центр «Благосфера» приехали педагоги, социальные работники, библиотекари и общественные деятели не только из Москвы и Подмосковья, но и из других регионов России.

Л. Тарасов особо подчеркнул, что «спикеры форума представляют организации, которые задают тренды в социально-культурной реабилитации. Они плодотворно работают по 20 и более лет, организуя системную деятельность для людей с инвалидностью в области культуры и искусства».

Первым спикером стал президент благотворительного фонда «Филантроп» Геннадий Аничкин. Он напомнил, что «Филантроп» был создан Всероссийским обществом инвалидов в 1990 году. «Уже тогда мы понимали, что искусство, творчество – это то, что может изменить отношение общества к инвалидам». Вскоре был проведен первый Всероссийский фестиваль творчества инвалидов под девизом «Смотри на меня как на равного». Потом прошло еще несколько всероссийских фестивалей, а также фестиваль России и Белоруссии «Темп». В фестивальном движении по всей России участвовало до 20 тысяч человек, а в финале в Москву съезжались до 400 лучших представителей регионов.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Геннадий АничкинФорум "Доступная культурная среда" - Геннадий Аничкин

 

«В 1996 году состоялся первый фестиваль творчества детей-инвалидов, – продолжил рассказ президент фонда. – Его лауреатом стал незрячий пианист и композитор Олег Аккуратов. К слову, недавно Олег вместе с Игорем Бутманом дал сольный концерт в зале Чайковского».

В том же году появилась и международная премия «Филантроп». Как отметил Г. Аничкин, «она была создана для поддержки наиболее талантливых людей с инвалидностью. Авторитет членов нашего жюри, среди которых в разное время были и С.В. Михалков, и И.А. Моисеев, и И.Д. Кобзон, снимает субъективизм оценки работ соискателей премии».

Не меньше заслуг и у «Клуба психиатров», который работает в Москве уже 17 лет. Как подчеркнул его президент Аркадий Шмилович, «мы - организация профессионалов. Основная наша цель – разработка и внедрение передовых реабилитационных технологий, которые позволяют помочь людям с психическими заболеваниями. Общественные проекты позволяют нам преодолевать ведомственные ограничения».

 

Форум "Доступная культурная среда" - Аркадий ШмиловичФорум "Доступная культурная среда"

 

С 2010 года раз в 2 года клуб проводит фестиваль-биеннале «Нить Ариадны», в котором могут принять участие люди с психическими заболеваниями, занимающиеся практически любым видом творчества.

Недавно отметил свое 15-летие и один из организаторов форума, Центр социокультурной анимации «Одухотворение». Его директор Леонид Тарасов рассказал о нескольких проектах Центра.

Наиболее известный, и, пожалуй, наиболее успешный из них – это Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance», который пройдет в этом году уже в пятый раз. По мнению Л. Тарасова, «инклюзивный танец - это совместный танец людей с инвалидностью и без нее. В его основе лежит танцевальная импровизация, танцевально-двигательная терапия. Танцевать может каждый человек, независимо от своих особенностей. Инклюзивный танец – это соединение терапии, искусства и волонтерства». Ежегодно в Москву на заключительный этап фестиваля приезжает около 500 танцоров с инвалидностью, а в его организации участвует более 150 волонтеров. В этом году заключительные мероприятия фестиваля пройдут с 28 по 31 октября в Большом дворце «Царицыно», Московском международном Доме музыки и в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Леонид ТарасовIMG 2815

 

С 2001 года в рамках ЦСА «Одухотворение» существует литературный портал «Луч Фомальгаута», на котором собираются произведения людей с инвалидностью. До 2012 года одноименный альманах издавался и в бумажной форме. Чтобы сделать литературное творчество инвалидов более доступным для общества, в 2015 году был проведён литературный конкурс «Золотое сердце».

Об относительно новом проекте - Национальный чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» – рассказала проректор Российского государственного социального университета по методической работе и инклюзивному образованию Альбина Бикбулатова. В России он стартовал в декабре 2014 года. Однако во Втором национальном чемпионате на разных этапах по 48 компетенциям соревновалось уже около 2500 человек из 63 регионов. На финальный этап в Москву приехало 480 мастеров своего дела, а площадки проведения состязаний посетило более 5 тысяч зрителей и болельщиков.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Альбина БикбулатоваФорум "Доступная культурная среда"

 

Как с гордостью подчеркнула А. Бикбулатова, «Абилимпикс» вошёл в программу «Доступная среда», его курирует Министерство образования и науки России». Однако, по ее словам, «конкурсы - высшая точка системной работы, которая ведется во всех субъектах РФ. Главные ее задачи – профориентация ребят с инвалидностью, повышение качества и доступности для них профессионального образования и, конечно же, трудоустройство».

Не все спикеры этого дня возглавляют столь масштабные проекты. Однако каждый из них по-своему важен и, безусловно, необходим обществу.

Так, руководитель отдела по развитию лидерских качеств у детей и молодежи с инвалидностью РООИ «Перспектива» Мария Генделева рассказала о проекте «Театральная перспектива» – части лидерского проекта для подростков с инвалидностью. В ходе его реализации ребята с помощью сценаристов пишут небольшие пьесы, которые затем ставят профессиональные режиссеры с участием популярных актеров. «Проект направлен на то, чтобы на спектакли пришли любители театра», – подчеркивает его руководитель.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Мария ГенделеваФорум "Доступная культурная среда" 

 

Сотрудница ГМИИ им. Пушкина Мария Дрезнина много лет вводит в мир искусства детей и молодых людей с инвалидностью. «Моя цель - найти простые средства, которые открывают людям мир искусства, – отмечает она. – Работаем с самыми разными детьми, включая ребят с тяжёлыми формами аутизма. Наши занятия бесплатные, проходят циклами 5-6 занятий в сезон в Центре искусств «Музеон», который приспособлен для инвалидов».

 

Форум "Доступная культурная среда" - Мария ДрезнинаФорум "Доступная культурная среда"

 

Генеральный директор института «Реакомп» Сергей Ваньшин и его заместитель Ольга Кудрявцева рассказали о программе подготовки специалистов по доступной среде и формированию доступности объектов и услуг разных категорий. «Мы говорим о технике сопровождения, о правилах общения с разными группами инвалидов, – рассказала О. Кудрявцева. – По окончании курса выдается документ установленного образца. У нас прошли обучение сотрудники более 40 музеев страны, в том числе Эрмитажа, музеев московского Кремля, музея Кижи...»

 

Форум "Доступная культурная среда" - Сергей ВаньшинФорум "Доступная культурная среда" 

 

В кулуарах форума шел активный обмен информацией между участниками дискуссии, который продолжился на завершившем программу дня круглом столе «Социально-культурная реабилитация инвалидов: инклюзия, творчество, межсекторное взаимодействие».

 

Второй день работы форума «Доступная культурная среда»

Второй день форума оказался не менее насыщенным, чем первый. Его программу открыло выступление заместителя директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяны Кубасовой.

Не секрет, что этот музей – один из немногих полностью доступных в столице. Именно поэтому он давно и успешно работает с самыми разными категориями людей с инвалидностью. Здесь существуют специальные экспонаты для тактильного осмотра и рельефно-графические схемы маршрута для незрячих посетителей. Все фильмы, которые показывают в залах, имеют субтитры. Разработаны специальные интерактивные программы для инвалидов.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Татьяна КубасоваФорум "Доступная культурная среда"

 

Как рассказала Т. Кубасова, музей ведет большую методическую работу по передаче своего опыта сотрудникам других учреждений культуры. На его базе регулярно проводят семинары, разработаны и периодически переиздаются методические пособия. На форуме ее выступление вызвало пристальный интерес собравшихся.

Следующие два доклада были посвящены теме инклюзивного театра.

Председатель правления Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с особенностями развития и их семей «Круг» Наталья Попова рассказала о фестивальном движении «Протеатр». «Шестой Всероссийский фестиваль особых театров “Протеатр” прошел в конце сентября 2016 года. В нем приняли участие 12 театров из 8 городов России, а на бесплатные обучающие семинары приехали 40 режиссеров особых театров. Мероприятия фестиваля посетили 3000 зрителей, которые могли не только посмотреть спектакль, но и принять участие в его обсуждении. Помимо спектаклей, в рамках фестивалей проходят мастер-классы, семинары и встречи с мастерами сцены.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Наталья ПоповаФорум "Доступная культурная среда"

 

Ежегодный международный фестиваль “Протеатр. Международные встречи” в этом плане значительно скромнее. В январе 2017 года его посетили 600 человек, которые могли посмотреть 5 спектаклей. Каждый такой фестиваль - тематический. В 2016 году его темой было влияние традиционного театра на особый театр. Меня поразила находка режиссера индийского театра: позвоночник жив до тех пор, пока он сотрясается ногами (в народном индийском танце есть удары пятками о пол). Мы использовали этот прием в работе с людьми с ДЦП, которые передвигаются на колясках, и увидели, что он работает».

А художественный руководитель Интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин поделился с собравшимися философскими обобщениями своего многолетнего опыта в сфере инклюзивного театра.

«Многие годы мы занимаемся созданием среды, в которой человек с особенностями кому-то нужен. А культура – это, прежде всего, возможность для человека жить в социуме, принимая его правила, – подчеркнул он.– Для наших актеров с особенностями психического развития это очень важно. По жизни их никто, кроме нас, не учит социальной компетентности, умению ставить цели и принимать решения, а без этого они не могут жить в социуме».

 

Форум "Доступная культурная среда" - Андрей АфонинФорум "Доступная культурная среда"

 

А. Афонин считает, что необходимо «создание субкультурных сообществ, которые будут поддерживать развитие людей с ментальной инвалидностью. Поэтому около полугода назад мы создали "Круг II. Творческое пространство Равные возможности”, в котором люди учатся делать что-то продуктивное, занимаясь 3-4 раза в неделю».

«Наша главная задача,– отметил режиссер, - развить человека для такого уровня, чтобы его игра на сцене стала произведением искусства. Ценность же его работы определяет зритель. Мы выросли из студии до театрального коллектива, который регулярно

выступает на профессиональной сцене. Мы видим, как меняется самоощущение наших ребят, как растет их ответственность за результат. Это поддерживает наше стремление двигаться дальше».

По мнению А. Афонина, «общество только тогда можно считать инклюзивным, когда оно признает за каждым своим членом право на создание ценностей культуры».

В последние годы усилился интерес к работе с инвалидами и в среде государственных учреждений культуры. О том, как такая деятельность осуществляется в Культурном центре «Интеграция», рассказал заместитель директора центра по общим вопросам и методическому обеспечению деятельности Игорь Афонин и незрячий сотрудник центра Анатолий Попко.

«Центр возник в 2009 году как учреждение, доступное для всех категорий инвалидов. Сам я пришел туда в 2014 году с новой командой менеджеров. До этого занимался молодежной политикой и организацией массовых мероприятий, и ни разу не думал, что будет, если туда придет человек с инвалидностью, – признался И. Афонин. – Сегодня у нас работает 17 инвалидов, из 1500 посетителей 500 - инвалиды.

 

Форум "Доступная культурная среда" - Игорь Афонин и Анатолий ПопкоФорум "Доступная культурная среда"

 

Мы создали проект “Люди In”, который учит взаимодействовать с инвалидами. Нашими партнерами стали общественные организации, которые давно и плотно работают в этой теме. Мы стали обучать, в первую очередь, работников учреждений культуры. За 2 года участниками проекта стали 2000 человек».

По мнению А. Попко, «доступность заключается в головах, причем не только здоровых людей, но и людей с инвалидностью. Нужно учить людей культуре общения, культуре признания и культуре решения проблем. Мы погружаем людей в опыт человека с инвалидностью, а потом анализируем его ощущения. Мы, резиденты проекта из числа людей с инвалидностью, сами ездим в общественном транспорте, читаем по Брайлю, ходим в магазин. Поэтому мы переводим разговор об инвалидах в практическую плоскость, рассказываем о том, как делать конкретные операции».

Оказалось, что подобные тренинги и семинары очень востребованы. Одна из волонтеров, сотрудница Московского музея современного искусства Полина Зотова тут же заявила о том, что «необходимо проводить тренинги для всего персонала музея - смотрителей, кассиров, охранников. Нужно приезжать с тренингом в музей, так как подготовить экскурсоводов для работы с отдельными категориями инвалидов уже недостаточно».

Преподаватели Московского государственного института культуры, доктора наук Николай Ярошенко и Ольга Мацукевич рассказали о том, что студенты готовятся к работе с инвалидами еще в вузе. По словам О. Мацукевич, «в профессиональный стандарт по специальности “социально-культурная деятельность” включен курс “социально-культурная реабилитация”. Обучение по этой специальности ведется в 60 вузах страны».

Как подчеркнул Н. Ярошенко, «наши студенты изучают социально-культурную реабилитацию в рамках творческих дисциплин. В том числе - и в ходе организации парковой деятельности, атракционов. Мы задались целью разработать инклюзивное парковое пространство, которое должно быть открыто для людей любых возможностей. Нужны лишь дополнительные услуги для людей с разной формой инвалидности. Кроме того, там нужно реализовывать новые концепции социально-культурной деятельности».

 

Форум "Доступная культурная среда" - Николай ЯрошенкоФорум "Доступная культурная среда" - Ольга Мацукевич

 

В качестве примера спикеры показали зарубежные разработки инклюзивных игровых площадок. При этом отметили, что инклюзивные зоны есть и в парках Москвы (Зеленоград, Лианозовский парк и некоторые другие).

На это сообщение эмоционально отреагировала председатель региональной общественной организации инвалидов «Мир», депутат Совета депутатов «Марьино» Галина Старостина. «В районе Марьино 7 парков - и ни одной площадки адаптированной для инвалидов. На все наши просьбы разработчики говорят, что у них нет заказа от Департамента культуры».

К сожалению, единственное, что предложили активистке другие участники форума – обратиться к столичным властям через портал «Активный гражданин».

Заключительной частью Форума стала форсайт-сессия предстоящего III Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов «От терапии искусством – к творческому развитию личности».

 

Форум "Доступная культурная среда"Форум "Доступная культурная среда" - Тамара Васильевна Золотцева

 

Завершая обсуждение, Леонид Тарасов еще раз отметил: «Наш форум создан для того, чтобы мы общались, обменивались контактами, узнавали о проектах друг друга». Эту задачу двухдневный марафон выполнил полностью.

 

Фотографии